Bug 41234

Summary: предлагается нечитаемое имя компьютера вопреки RFC 1178
Product: Sisyphus Reporter: Michael Shigorin <mike>
Component: installer-common-stage2Assignee: Anton V. Boyarshinov <boyarsh>
Status: CLOSED NOTABUG QA Contact: qa-sisyphus
Severity: normal    
Priority: P5 CC: aen, andy, antohami, arbich, boyarsh, cas, klark, mcpain, mike, rider, sem, sin, zerg
Version: unstableKeywords: regression, usability
Hardware: all   
OS: Linux   
URL: http://www.ietf.org/rfc/rfc1178.txt
See Also: http://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=39758
https://bugzilla.altlinux.org/show_bug.cgi?id=39761

Description Michael Shigorin 2021-10-27 16:57:21 MSK
Посмотрел недавние коммиты -- похоже, это _не_ к /net-eth, но проявляется там.

---

Не знаю, кто и зачем трогал генерацию предлагаемых имён (возможно, что-то ради более коротких SMB-имён?), но сломали вдребезги -- уж лучше было отбросить префикс "comp-" и сделать |cut до нужного размера, пожалуй.

Понимаю, что такие претензии лучше идут с патчем -- пока хотя бы повешу: "jwccnhhyonq6ix" не говорит о системе _ничего_, в отличие от "comp-<процессор>" или "kozyabra".

В идеале бы вообще сделать в дополнение к "набиралке" "выпадалку" с предложением нескольких вариантов -- "от железа", "реки/минералы/...", "существительные на языке локали в ASCII-транслитерации" (можно попробовать позаимствовать из tuxtype и подобных пакетов или воспользоваться частотными словарями вроде http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_s).
Comment 2 Олег Соловьев 2021-10-27 18:48:45 MSK
(Ответ для Andrew Vasilyev на комментарий #1)
>   Это не оно?
> 
> http://git.altlinux.org/gears/i/installer.git?p=installer.git;a=commitdiff;
> h=87c124973d989efc21b7f9b7f0b2d0704228bcf2

Оно.

(Ответ для Michael Shigorin на комментарий #0)
> Понимаю, что такие претензии лучше идут с патчем -- пока хотя бы повешу:
> "jwccnhhyonq6ix" не говорит о системе _ничего_, в отличие от
> "comp-<процессор>" или "kozyabra".
Потому что при генерации hostname куда-то делся pwqgen и используется /dev/urandom | base64 с отгрызанием всего не соответствующего RFC-952,1123.

pwqgen делает hostname вполне читаемым.

Предложение использовать pwqgen было от zerg@, использование /dev/urandom при отсутствии первого предложил klark@ и сделал он это 9 апреля 2021 года.
К треду также были подписаны: antohami, boyarsh, mike, rider, sem.

Пакет с этим изменением был отправлен в Сизиф (approved by boyarsh@) 15 апреля 2021 года и за эти 6 дней ни у кого из подписанных возражений не поступало.
http://git.altlinux.org/tasks/archive/done/_262/269259/logs/events.6.2.log

2 mike@: прошу разъяснить, где и как было нарушено RFC-1178, с указанием пункта и с учетом "There is always room for an exception."
Comment 3 Michael Shigorin 2021-10-27 22:31:26 MSK
(Ответ для Олег Соловьев на комментарий #2)
> Потому что при генерации hostname куда-то делся pwqgen
Понял, спасибо; соответствующих коммитов в antohami/next пока не вижу.
Наверное, стоит сделать цель в install2 и добавить её в +installer.

> Предложение использовать pwqgen было от zerg@, использование /dev/urandom
> при отсутствии первого предложил klark@ и сделал он это 9 апреля 2021 года.
> К треду также были подписаны: antohami, boyarsh, mike, rider, sem.
Похоже, я всё пропустил.

> 2 mike@: прошу разъяснить, где и как было нарушено RFC-1178
Не "нарушено", а "вопреки"; RFC всё-таки рекомендации, а не требования.

> с указанием пункта
Don't use long names.
Use real words.

> и с учетом "There is always room for an exception."
Длинный случайный хлам в качестве hostname больше всего напоминает "отвали"...
мне несколько неудобно это даже объяснять, а увидев на экране -- оторопел: неужели это альт.
Comment 4 Антон Мидюков 2021-10-27 22:43:43 MSK
(Ответ для Олег Соловьев на комментарий #2)
> (Ответ для Andrew Vasilyev на комментарий #1)
> >   Это не оно?
> > 
> > http://git.altlinux.org/gears/i/installer.git?p=installer.git;a=commitdiff;
> > h=87c124973d989efc21b7f9b7f0b2d0704228bcf2
> 
> Оно.
> 
> (Ответ для Michael Shigorin на комментарий #0)
> > Понимаю, что такие претензии лучше идут с патчем -- пока хотя бы повешу:
> > "jwccnhhyonq6ix" не говорит о системе _ничего_, в отличие от
> > "comp-<процессор>" или "kozyabra".
> Потому что при генерации hostname куда-то делся pwqgen и используется
> /dev/urandom | base64 с отгрызанием всего не соответствующего RFC-952,1123.
> 
> pwqgen делает hostname вполне читаемым.
> 

Так давайте добавим pwqgen в зависимости пакету installer-common-stage2, а random уберём.

Но, я что-то не пойму, у кого-то разве работает autohostname сейчас?
Перед ним выполняется 30-setup-network.sh и autohostname не выполняется.
Comment 5 Антон Мидюков 2021-10-27 23:19:50 MSK
(Ответ для Антон Мидюков на комментарий #4)
> Но, я что-то не пойму, у кого-то разве работает autohostname сейчас?
> Перед ним выполняется 30-setup-network.sh и autohostname не выполняется.

autohostname отрабатывает только тогда, когда ни один из сетевых интерфейсов не получил ip адрес.
Comment 6 Антон Мидюков 2021-10-27 23:32:52 MSK
Кстати, alterator-net-eth тут не при чём.
Comment 7 Michael Shigorin 2021-10-27 23:53:24 MSK
> (Ответ для Олег Соловьев на комментарий #2)
> > Потому что при генерации hostname куда-то делся pwqgen
> Наверное, стоит сделать цель в install2 и добавить её в +installer.
Пакет с pwqgen называется passwdqc-utils, если что.

(Ответ для Антон Мидюков на комментарий #4)
> Так давайте добавим pwqgen в зависимости пакету installer-common-stage2,
> а random уберём.
Можно и так, passwdqc-utils -- ~сотня килобайт.

(Ответ для Антон Мидюков на комментарий #5)
> > Но я что-то не пойму, у кого-то разве работает autohostname сейчас?
> > Перед ним выполняется 30-setup-network.sh и autohostname не выполняется.
> autohostname отрабатывает только тогда, когда ни один из сетевых интерфейсов
> не получил ip адрес.
Например, сетевой шнурок не воткнут (или вовсе нет локальной сети).
Заметил как раз в таком случае -- кстати, его тоже стоит проверять.
Comment 8 Anton Farygin 2021-10-28 08:29:28 MSK
А после добавления pwqgen какие будут имена ?

Что там в них может вылезти и в каком сочетании - кто-то посмотрел ?
Comment 9 Антон Мидюков 2021-10-28 08:34:20 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #8)
> А после добавления pwqgen какие будут имена ?
> 
> Что там в них может вылезти и в каком сочетании - кто-то посмотрел ?

Я только что образ собрал. Сгенерировал имя haterescue
Comment 10 Anton Farygin 2021-10-28 08:37:14 MSK
при использовании passwdqc сгенерированные имена хостов могут быть разными, в том числе оскорбительными для человека, который устанавливает систему.
Comment 11 Антон Мидюков 2021-10-28 08:43:50 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #10)
> при использовании passwdqc сгенерированные имена хостов могут быть разными,
> в том числе оскорбительными для человека, который устанавливает систему.

Но почему об этом не вспомнили в баге (Ответ для Anton Farygin на комментарий #10)
> при использовании passwdqc сгенерированные имена хостов могут быть разными,
> в том числе оскорбительными для человека, который устанавливает систему.

Жаль не вспомнили этот контр-аргумент в баге 39761.
Было здравое предложение в том баге, но не поддержанное:

(Ответ для Anton Farygin на комментарий #37)
> Для уникальности предлагаю составить список российских городов, штук 800 и с
> помощью random выбирать из них случайное имя и делать его именем хоста.
> 
> Можно поизвращаться, составив список не городов, а рек и выбирать только
> 8-ми буквенные и добавлять к ним номер с мак-адреса.
Comment 12 Anton Farygin 2021-10-28 08:45:10 MSK
Да. мне то предложение тоже нравится. Можно и сейчас сделать.
Comment 13 Антон Мидюков 2021-10-28 08:54:39 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #12)
> Да. мне то предложение тоже нравится. Можно и сейчас сделать.

Главная загвоздка состоит в получении такого списка. Кто возьмётся такой список подготовить?
Comment 14 Anton Farygin 2021-10-28 09:00:11 MSK
Это может сделать любой желающий - геоимена на английском гуглятся.
Comment 15 Антон Мидюков 2021-10-28 09:08:22 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #14)
> Это может сделать любой желающий - геоимена на английском гуглятся.

Осталось найти желающего.
Comment 16 Арбичев Игорь 2021-10-28 18:01:25 MSK
Как автор ошибки №39758, хочу донести информацию. При установке Alt KWS 9.0 сгенерировалось имя 
[admin@comp-core2-duo-4e3cb5 ~]$
Недавно на том же ноутбуке установил Alt KWS 9.2. Сгенерировалось имя
[admin@G550 ~]$
Как видим, было 21 символ в имени, стало 4 символа в имени.
Samba довольна?
Comment 17 Арбичев Игорь 2021-10-28 18:13:55 MSK
При запуске в консоли дельфина тогда выдавалось сообщение, по которому я, собственно, и определил проблему. Сейчас выдается другое сообщение:

[admin@G550 ~]$ dolphin
kf5.kio.core: "Невозможно войти в папку tags:/."
kf5.kio.core: We got some errors while running testparm "Weak crypto is allowed"

Михаил это имел ввиду, когда говорил, что все разломали?
Comment 18 Anton Farygin 2021-10-28 18:28:27 MSK
нет, это про другое.
Comment 19 Leonid Krivoshein 2021-10-29 01:47:02 MSK
(Ответ для Anton Farygin на комментарий #10)
> при использовании passwdqc сгенерированные имена хостов могут быть разными,
> в том числе оскорбительными для человека, который устанавливает систему.
Странно быть оскорблённым от предложенного твоему компьютеру имени, особенно, когда возможности ввести другое имя никто не лишает. И скорее это применимо к использованию генератора случайных чисел, так как passwdqc уже не содержит ничего оскорбительного: http://git.altlinux.org/gears/p/passwdqc.git?p=passwdqc.git;a=blob;f=wordset_4k.c;h=d8c62499a9fb48c4e13968f6694fa3f49908355c;hb=a486e2d14e7d968179b6634d72daaaf678d6912c#l67 , не говоря о том, что его конфиг позволяет фильтровать, брать слова из своего белого списка и наоборт вести чёрный список слов.
Comment 20 Sergey V Turchin 2021-11-01 17:32:28 MSK
(Ответ для Leonid Krivoshein на комментарий #19)
> Странно быть оскорблённым от предложенного твоему компьютеру имени,
"тыписька" там присутствует. Носительи английского наверняка могут много других неприятных сочетаний найти. Для пароля это вполне подходит, а для имени хоста не особо.
Comment 21 Sergey V Turchin 2021-11-01 17:52:53 MSK
> "jwccnhhyonq6ix" не говорит о системе _ничего_
Это запаска на крайняк. Если там будет стихотворение Пушкина, будет менее полезно.
Comment 22 Арбичев Игорь 2021-11-10 18:33:53 MSK
(Ответ для Michael Shigorin на комментарий #0)
> Посмотрел недавние коммиты -- похоже, это _не_ к /net-eth, но проявляется
> там.
> 
> ---
> 
> Не знаю, кто и зачем трогал генерацию предлагаемых имён (возможно, что-то
> ради более коротких SMB-имён?), но сломали вдребезги -- уж лучше было
> отбросить префикс "comp-" и сделать |cut до нужного размера, пожалуй.
> 
> Понимаю, что такие претензии лучше идут с патчем -- пока хотя бы повешу:
> "jwccnhhyonq6ix" не говорит о системе _ничего_, в отличие от
> "comp-<процессор>" или "kozyabra".
> 
> В идеале бы вообще сделать в дополнение к "набиралке" "выпадалку" с
> предложением нескольких вариантов -- "от железа", "реки/минералы/...",
> "существительные на языке локали в ASCII-транслитерации" (можно попробовать
> позаимствовать из tuxtype и подобных пакетов или воспользоваться частотными
> словарями вроде http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_s).

Михаил, вы спрашиваете "кто и зачем сломал"? Отвечаю - я зарегистрировал в багзилле ошибку №39758 - Неверное имя компьютера. В результате длительного обсуждения было реализовано некоторое решение, и проблема была (якобы) закрыта. А теперь оказывается, что починив одно, сломали другое.
Comment 23 Sergey V Turchin 2021-11-11 14:48:42 MSK
(Ответ для Арбичев Игорь на комментарий #22)
> сломали
не сломали